Архитектурное описание храма

Раннехристианская архитектура , ознаменовавшая начало и становление архитектурных форм, впоследствии нашедших многообразное воплощение на всей территории Европы и христианского Востока, также являлась и последним периодом античного зодчества, со свойственными ему традициями изобразительного искусства и организацией внутреннего пространства храма.

Выделяют два этапа развития раннехристианской архитектуры:. После разрыва с иудаизмом , для совершения богослужений христиане старались использовать наиболее подходящие чистые просторные помещения, изолированные от мiрской суеты. При наступлении периодов гонений со стороны римских властей, положение христиан становилось нелегальным, поэтому места их собраний скрывались.

В качестве храмов также использовались катакомбы заброшенные шахты , рудники , каменоломни , соляные пещеры со сложной системой подземных галерей-некрополей Рима , Эфеса , Александрии , Сиракуз и других городов, древнейшими из которых являются катакомбы св.

III века , а также кладбища. На месте мученичества святых или на их могилах устраивались мартириумы в виде ограды или часовни. В архитектурном плане христианские храмы того времени далеко не всегда были трёхчастными и обращёнными алтарём на восток. Отделённых алтарей ещё не было, а престолы водружались посреди храмов. Позже, при ослаблении благоговения мирян и во избежание искушений при взирании на женщин , и духовенство и миряне стали молиться лицом к востоку, поэтому в восточной части храма стал возвышаться престол и горнее место, а ещё позже алтарь стал отделяться от кафоликона массивным иконостасом.

Второй этап начинается вслед за легализацией христианства в году Константином Великим и закреплением Феодосием I Великим в году за христианством статуса единственной государственной религии. При Константине начинается масштабное строительство христианских церквей по всей империи.

Базилика , в отличие от крестово-купольного храма, имеет простую двускатную кровлю над центральным нефом и односкатные покрытия боковых нефов. Внутрь помещения может смотреть как стропильный потолок, так и кессонированный. Алтарная апсида завершается конхой. В IV веке происходит интенсивное возведение базиликальных церквей на востоке Римской империи, не подвергавшейся, как на западе, разорительным набегам варварских племён. Иногда возводились две башни у западного фасада; такой приём, являясь местной традицией, впоследствии стал характерным для этого типа храмов.

На западе империи, особенно в Италии, преобладала трёхнефная или пятинефная базилика. Важное место в становлении христианской архитектуры занимали центрические сооружения:. За тысячелетнюю историю развития византийского искусства, полностью сформировался крестово-купольный тип храма, воспринятый затем русским зодчеством. Образцом православного храма для Руси явился грандиозный собор Софии константинопольской. Каждый храм посвящён какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым престольным праздником.

Иногда в храме устраивают несколько алтарей приделов. Тогда каждый из них посвящён своему святому или событию [2].

Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток [3]. Не возводились православные храмы, алтарной частью обращённые на запад. В других случаях ориентированность по сторонам света могла объясняться территориальными условиями. Кровля храма увенчивается куполом с крестом. По распространённой традиции православные храмы могут иметь:. В православном храме выделяют три части: В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлучённые от причастия.

Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. Это освящённый архиереем шёлковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо христианского мученика. Связано это с тем, что в первые века христианства служба Литургия совершалась на гробницах мучеников над их мощами.

Антиминс заворачивается в илитон. Вместо него при архиерейском богослужении для сослужащих епископов и священников устанавливают переносные седалища без спинок и ручек [5]. На Руси многоярусные иконостасы появляются в нач. Успенский собор во Владимире. В классическом варианте иконостас имеет 5 ярусов рядов:. Однако в широком распространении рядов может быть 2 и больше. В шестой ярус могут входить иконы со сценами страстей или святых, не вошедших в апостольский ряд.

Состав икон в иконостасе может быть различным. Наиболее традиционно устоявшиеся изображения:. Иконостас завершается крестом с фигурой Христа иногда без неё. Завеса, отделяющая престол от царских врат , называется катапетасмой. Входить в царские врата, а также пересекать пространство между катапетасмой и престолом не должен никто, кроме священнослужителей.

В самом алтаре или сбоку от него может располагаться ризница , сосудохранительница и пономарка с кадильной нишей , вытяжкой дыма и умывальником. Там же устраивается амвон выступ солеи перед царскими вратами , с которого священником произносятся слова Священного Писания и проповеди. Облачальный амвон представляет собой возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея и нахождение до входа в алтарь.

Места для певчих во время богослужения называются клиросами и находятся на солее, перед флангами иконостаса, а также на хорах на балконе с внутренней стороны западной стены православного храма.

В некоторых старинных храмах у передних столпов была огороженная возвышенность с аналоями , стасидиями и шкафами для чтецов и певцов, а иногда даже отдельный балкон с винтовой лестницей. Храм освещается паникадилом и канделябрами , а обогревается радиаторами отопления. В прежние времена в храмах функционировали печи , сложные дымоходы от которых встраивались в сами стены. Главными украшениями и достопримечательностями православного храма являются иконы.

Они, разных форм, типов, размеров и способов изготовления, могут покрывать собою всё внутреннее пространство храма и часто располагаются даже снаружи в стенах храма. В каждом храме есть небольшие навесные деревянные иконы, их на соответствующие им праздники снимают со стен и полагают на аналой для всеобщего лобызания и носят на крестные ходы. Более крупные коны встраиваются в иконостас или отдельные киоты.

В каменных, кирпичных, железобетонных и в некоторых деревянных храмах распространена настенная роспись. Она должна быть выполнена в едином стиле по всему объёму — в древнем или более современном. В конце XIX века в Российской империи появились артели мозаичников, позаимствовавших опыт европейских коллег. Качество мозаики Санкт-Петербургских Исаакиевского собора и Храма Спаса-на-Крови многих специалистов удивляет своей долговечностью.

Однако высокая стоимость мозаики является главной причиной её малоизвестности. Здесь молились оглашенные , кающиеся и некоторые болящие. В отсутствии оглашенных, притворы используются для испрашивания милостыни, сбережения тепла в зимнее время, в некоторых хозяйственных целях, или не строятся совсем. Тем не менее, по Типикону и по церковным канонам в притворе положено совершать: Несмотря на большую декоративную привлекательность, высокая паперть не очень удобна: В притворах некоторых монастырских храмов располагалась братская Трапезная , как второй, более низкий и тёплый храм, и как символ Сионской горницы , где происходила пасхальная Тайная вечеря.

Трапезная устраивалась по ширине апсиды. Над притвором обычно возвышается колокольня , которая символизирует свечу Господу Богу. Колокольня может стоять как вплотную к храму, так и отдельно от него. Во втором ярусе колокольни может располагаться маленький храм темничка. В более поздние времена, когда возводились тёплые церкви, в подклете устраивалась печь для обогрева всего здания. По современным нормативам православные храмы оборудуются охранной и пожарной сигнализациями.

Вокруг православного храма прокладывается дорожка для крестных ходов , а прилегающая территория обязательно благоустраивается, производится ограждение участка, посадка цветов и деревьев в том числе плодовых , например, круговая обсадка, образующая своеобразную беседку.

Такой садик имеет также символическое значение райского сада. Часто возле храма возводится причтовый дом, где устраиваются:. Изначально при христианских храмах общественное служение осуществляли богадельни , больницы , инвалидные дома , вдовие дома , интернаты для детей- сирот , приюты для бездомных , бесплатные столовые и другие благотворительные организации.

При современных храмах иногда организуются художественные кружки, клубы , спортивные секции и даже танцевальные площадки для привлечения и знакомства православной молодёжи. В одном причтовом доме, даже очень большом, трудно разместить все приходские службы и отделы, поэтому вокруг православного храма часто возводится целый комплекс храмовых зданий, выполненных в едином архитектурном стиле.

Такие храмы становятся не только религиозными, но и культурными центрами, охватывающими, по возможности, всех жителей городских микрорайонов [6]. Только при каком-либо храме может существовать православный приход и теплиться православная жизнь.

Каждый священнослужитель и церковнослужитель приписан к какому-либо действующему православному храму, где он имеет право и обязанность совершать общественное богослужение в других православных храмах священно- и церковнослужители могут служить только с разрешения местного священноначалия, или же молиться как простые миряне.

В одной только в Русской Православной церкви на начало года насчитывалось около 35 храмов [7]. Патриарх Кирилл призывает участвовать в строительстве новых православных храмов, чтобы они стали в шаговой доступности для всего населения. В связи с распространением православия по всему миру, возможным стало огромное разнообразие храмовой архитектуры. Связанная в основе с традициями Византийского зодчества, она представляет собой синтез древних строительных и декоративных приёмов и канонов со стилевыми особенностями, характерными для архитектуры конкретного региона.

Таким образом, в рамках одной христианской конфессии нашли своё воплощение самобытные и уникальные храмовые сооружения, отражающие не только суть христианского учения, но и мироощущение отдельного народа. Древнерусская храмовая архитектура до кон.

XVII века развивалась в соответствии с религиозными канонами и местными традициями. Однако в большинстве своём храмы на Руси были деревянными. Известны также пещерные храмы в Киево-Печерском и Псково-Печерском монастырях.

С началом правления Петра I и ориентированности на западное светское искусство внешний облик православных храмов стал также тесно связан с развитием художественных стилей таких как барокко , классицизм , ампир , различные направления модерна. Для северо-западных земель Новгорода, Пскова , Владимиро-Суздальского и Московского княжеств характерно было использование белого камня. Третьим видом строительного материала для церквей служило дерево. Большой пласт уникальных образцов русского деревянного зодчества находится в северных регионах России знаменитый Кижский погост в Карелии , памятники Кинозёрья в Архангельской обл.

С конца XIX века некоторые православные храмы стали создаваться из железобетона. На внешний облик храма и его внутреннее убранство также влияла и общественно-политическая ситуация, например: Осуществлялось строительство соборов как символов воинской славы: Разновидности христианских сооружений храмов Русской православной церкви. В строительстве храмов участвовали лучшие мастера, поэтому храмы представляют неповторимые, богато украшенные иконами , орнаментом и лепниной шедевры искусства.

Подчёркивая величие веры, купола храмов и колокольни возвышались над всеми окружающими зданиями, в том числе над царскими дворцами и крепостными башнями. Однако часто рядом с большим храмом с высокими куполами , или под ним, строился зимний храм с толстыми не промерзающими стенами, низкими потолками и маленькими оконцами , для лучшего сохранения тепла во время холодов.

В очень высоких храмах более 50 метров человеческого голоса обычно уже, наоборот, не хватает для наполнения храма, и для произнесения подбираются точки наиболее сильного отражения звука от внутренних архитектурных элементов храма, а прежде также для звукового резонанса в стенах храма устраивались особые полости, внешне напоминающие кувшины.

В некоторых современных храмах используются электрические микрофоны и динамики [9]. Рассматриваемый временной промежуток включает в себя три важных исторических периода:.

Основные элементы архитектуры храма

Архитектура Первого Болгарского царства. Зодчество первых болгарских столиц известно своим монументализмом в первой стадии развития и декоративностью, полихромией в период преславской архитектуры, которая преодолевает тяжёлый монументализм и делает шаги в сторону освобождения от базиликальных приёмов. Традиционной чертой церковной архитектуры этого периода является наличие глухих арок как декоративного элемента. Архитектура Второго Болгарского царства. Сопоставляя общественный строй и характер зодчества Первого и Второго Болгарских царств, выявляется взаимосвязь между варварской, но крупкой организацией Первого царства и его суровой монументальной архитектурой строгих пропорций.

В то время как Феодальная раздробленность Второго находит выражение в архитектуре мелких форм. Храмовая архитектура представлена четырёхстолпными, трёхконховыми купольными однонефные постройки с полукруглыми апсидами на востоке, севере и юге и бесстолпными купольными церквями.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 27 мая ; проверки требуют 4 правки. В промежутках между гонениями было построено немало церквей, так что в году в одном Риме было более 40 церквей. Кроме Рима, такие открытые церкви существовали и в других городах, например, Неокесарии, Никомидии, Тире и др.

Основные типы деревянных храмов. Термины российского архитектурного наследия. Проверено 17 июня Православные храмы Православное богослужение. Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN. Навигация Персональные инструменты Вы не представились системе Обсуждение Вклад Создать учётную запись Войти. Пространства имён Статья Обсуждение.

Просмотры Читать Текущая версия Править Править вики-текст История. В других проектах Викисклад. Эта страница последний раз была отредактирована 18 июня в Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike ; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия.

Свяжитесь с нами Политика конфиденциальности Описание Википедии Отказ от ответственности Разработчики Соглашение о cookie Мобильная версия.

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: В епархии имеется Епископская кафедра.

Похожие документы
Карта сайта
Значение игра древней греции

Комментарии
  • Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих или принадлежавших общине монахов. То, что дано нам видеть и разуметь в Кресте, лишь приближает нас к этой тайне, но не открывает ее.